План работы библиотеки
Перечень учебников на 2020-2021 учебный год
С целью реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования, концепции развития школьных библиотек Ульяновской области и преобразования их в информационно-библиотечные центры (ИБЦ с 1 января 2012 г. в школе была введена должность заместителя директора по информационно-библиотечной работе (ИБР). С введением этой должности произошли перемены в организации работы педагогического коллектива с целью развития культуры чтения и информационной культуры школьников.
В нашей школе организация работы педагогического коллектива в данном направлении находится в центре внимания директора и администрации . В повестке педагогических советов и совещаний при директоре всегда отводится время для активизации деятельности педагогов по формиророванию читательского интереса детей и подростков, по привлечению родителей к проектной деятельности, связанной с чтением и с работой с информацией. В школе постоянно проводятся областные, районные, школьные семинары и заседания методических обьединений педагогов различных специальностей, на которых учителя знакомятся с опытом работы коллег, принимают участие в мастер-классах. Мы проводим регулярное информирование учителей о новинках учебной и методической литературы, педагогических журналах ,а также консультационно- информационную работу с участиями методических объединений учителей-предметников, направленную на оптимальный выбор учебников и учебных пособий к новому учебному году.
Заместитель директора по ИБР оказывает методическую помощь при подготовке к урокам, по подбору материалов к предметным неделям, дает методические рекомендации по проведению Часа чтения. Ежегодно для библиотекарей образовательных учреждений области организуются методические семинары по общей теме: «Формирование информационной и читательской культуры в условиях реализации ФГОС», посвященные необходимости развития форм работы по формированию читательской компетентности школьников как важнейшего условия реализации ФГОС.
В обязанности заместителя директора по ИБР входит и организация работы с родителями учащихся: подготовка родительских собраний о пользе чтения и умения работать с информацией.
Информационно-библиотечный центр школы - важнейшее условие реализации образовательного стандарта. Миссия ИБЦ - создание благоприятной культурно-образовательной среды для развития детей, отвечающей их возрастным особенностям, через чтение печатных, аудиовизуальных, электронных документов, доступ ко всем видам информации на бумажных и электронных носителях и умелое руководство работой детей с этой информацией. Школьный ИБЦ - благоприятная среда для развития детей. Здесь они могут получить консультацию библиотекаря по вопросам выбора литературы и использования справочно-библиографического аппарата, подготовиться к уроку или внеклассному мероприятию, написать реферат, пользуясь информацией на разных носителях, набрать и распечатать текст на компьютере, воспользоваться сканером , подготовить мультимедийную презентацию, проверить свои знания по школьным предметам, подготовиться к тестированию, принять участие в литературных играх и конкурсах, познакомиться с книжными выставками.
В 2009-2013 гг. наша школа работала как областная экспериментальная площадка по реализации инновационного научно-исследовательского проекта «Социальное партнерство как средство развития читательской и информационной культуры школьников» (научный руководитель - кандидат исторических наук Н.А. Барсукова). В результате эксперимента были разработаны методические рекомендации по формированию информационно-образовательных потребностей учащихся на основе социального партнерства, в которых содержатся практические разработки педагогов школы. Успешная работа образовательного учреждения по этой программе была высоко оценена областным экспертным советом, и в 2013— 2015 гг. мы осуществляем эту работу в статусе областного научно-методического центра.
На базе школьного информационно-библиотечного центра реализуйся проект «Ученик. Читатель. Гражданин». В год 70-летия Победы ребята изучали историю родного поселка, знакомились с односельчанами, собирали материал для школьного музея, принимали участие в краеведческих конференциях, областных конкурсах. В этом году семиклассники подготовили материал для стендов об участниках Великой Отечественной войны, они проводят экскурсии, оформляют Книгу Памяти. Учащиеся создают и реализуют собственные проекты: «История моей семьи в истории России», «Моя родословная », — информационная поддержка которых обеспечиваются школьным ИБЦ.
Наш школьный информационно- библиотечный центр ежегодно принимает участие в Международной выставке-ярмарке инновационных образовательных проектов.
Заместитель директора по ИБР также осуществляет методическую и организационную поддержку реализации программы летнего оздоровительного лагеря «Летние каникулы с книгой»,
в проведении Часа чтения, предлагая рекомендательный список художественной литературы, включающий книги из списка «100 книг для самостоятельного прочтения».
Заместителем директора по ИБР разработаны рекомендации по созданию в начальных классах специальной зоны для чтения «Уголок чтения» - места, где ученик может свободно сесть с книгой в руках. В читательской зоне располагается журнальный столик, на котором лежат карандаши, краски, альбомы, раскраски для детского творчества. На информационном стенде размещается рекомендательный список литературы, памятки читателю. На отдельной полке формируется библиотечка. Книги приносят дети и родители. Рядом с полкой виси небольшой плакат: «Если хочешь - почитай! Понравилась книга – возьми домой! ». Сейчас такие зоны функционируют в группе продленного дня и пользуются большой популярностью у детей.
На базе нашего ИБЦ работает ста жировочная площадка для библиоте- карей образовательных учреждений района , которой руководит также за- меститель директора по ИБР.
Внедрение новых технологий в работу школьного ИБЦ значительно облегчило и качественно улучшило многие процессы библиотечной де- ятельности. В автоматизированном режиме ведется отчетная документации, работа с документацией , оформление библиотечного пространства, использование возможностей сети Интернет. Наличие и использование теле-, видео- и аудиотехники при проведении библиотечных мероприятий делает их привлекательными для учащихся. В ИБЦ МОУ СОШ№1 на данное время имеется хорошая техническая и информационная база, позволяющая разработать стратегию повышения статуса книги и библиотеки.
Должность заместителя директора по информационно-библиотечной работе позволяет координировать деятельность педагогического коллектива по реализации ФГОС в части развития метапредметной читательской компетенции и обеспечить необходимые условия для развития читательской и информационной культуры школьников.